16 декабря 2019
Для поклонников советского кинематографа
Приветствую тебя, мой дорогой читатель!
Продолжаем рассуждать о причинах распада СССР.
Первая часть этого экономического эссе находится ЗДЕСЬ
Вторая часть - ЗДЕСЬ
Третья часть - ЗДЕСЬ
...
В сельском хозяйстве также были проведены соответствующие мероприятия в рамках реформы «Косыгина-Либермана»:
- повысили цены закупки на сельхозпродукцию (в среднем – на 50 %, но на некоторые виды продукции цена выросла в два раза)
- вся продукция, произведенная колхозами сверх плана, оставалась в распоряжении самих колхозов – они могли ее свободно продавать и направлять выручку в соответствующие фонды (как и в промышленности - см. выше)
- был снижен план обязательных поставок сельхозпродукции
- государственные закупочные цены за поставленную сверх плана сельхозпродукцию повысились в полтора раза
- существенно снизили цены на сельхозтехнику и запчасти к ней
- колхозам и совхозам списали все долги
- снизили ставку подоходного налога на сельчан
- была реформирована система оплаты труда в сельском хозяйстве – отменена оплата «по трудодням» и введена зарплатная система по тарифным ставкам
- колхозникам стали выплачивать пенсии
- отменена система административного назначения руководящего состава в колхозах – отныне председателей, бригадиров и других управленцев выбирают члены трудового коллектива
- сняли все ограничения на ЛПХ (личные подсобные хозяйства) колхозников, введенные при Хрущеве (и до него)
В первые же годы проведения реформы объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился на 21 %, а доходы колхозов выросли на 15 %.
Это были зачатки рыночной экономики в коммунистической стране. Но не все были рады этим изменениям. Как в высшем партийном руководстве, так и на низовом управленческом уровне были люди, всячески сопротивляющиеся «новым веяниям».
Мелкие бюрократы и партчиновники «на местах» были недовольны тем, что теряли часть своей «власти» (возможности распределять материально-технические ресурсы и назначать руководящий состав) и «авторитета». Народ (рабочие и колхозники) начал «богатеть» и у некоторых зарплаты (вместе с премиальными и прочими стимулирующими выплатами) вплотную приблизились к официальным зарплатам этих бюрократов, что сильно возмущало последних.
«Товарищи» из аппарата ЦК обвиняли Косыгина в «заигрывании с Западом», «предательстве идеалов коммунизма», и т. д.
Особенно «отличился» в «борьбе с косыгинской реформой» председатель Президиума Верховного Совета СССР В. Н. Подгорный и министр обороны СССР, маршал Д. Ф. Устинов (требующий постоянного увеличения военных расходов).
Заместитель Косыгина, Н. А. Тихонов также примкнул к «лагерю противников реформы» и всячески ей противодействовал.
Второй негативный фактор, повлиявший на ход реформы, это так называемая «Пражская весна». Аналогичные экономические реформы, проводившиеся в Чехословакии (а также в Венгрии) примерно в это же время, привели к широкомасштабным народным волнениям, что сильно испугало наших «партократов».
Третий негативный фактор – это «наше богатство и одновременно наше проклятие». Да, вы угадали – это нефть. Во второй половине 60-х гг были открыты новые месторождения нефти и газа, СССР всю большую часть своих доходов стал получать не от внутреннего производства, а от экспортной продажи нефти. А «нефтяной кризис» 1973 г, который привел к четырехкратному росту цен на нефть, только усилил эту тенденцию. Теперь можно было не заниматься модернизацией сельского хозяйства и промышленности, а просто продавать нефть и на вырученные деньги закупать за границей зерно и мясо.
Таким образом, к 1970 г реформа начала «тормозиться», а к 1975 г ее окончательно свернули.
Из беседы А. Н. Косыгина и Главы Правительства Чехословакии Л. Штроугала (1971 г):
«Ничего не осталось. Всё рухнуло. Все работы остановлены, а реформы попали в руки людей, которые их вообще не хотят…я уже ничего не жду…».
Алексей Косыгин - самый лучший советский премьер-министр
Любомир Штроугал
Это была «историческая развилка», на которой партийное руководство СССР выбрало неверный путь и «свернуло не туда». Вместо поступательного экономического развития «партократы» выбрали «нефтяную иглу». Расходы госбюджета неуклонно росли из-за неэффективной экономики, непомерных трат на программу вооружения, программу помощи различным «развивающимся соцстранам» по всему миру (военная помощь, безвозмездные кредиты, поставки продовольствия и вооружения и т. п.).
«Дыры» в экономике закрывались и маскировались с помощью продажи нефти на экспорт и импорта в страну продовольствия и товаров народного потребления.
Это было «начало конца»…
Дальнейшие события (нарастание «гонки вооружений», обвал цен на нефть, война в Афганистане, Чернобыльская авария…) только ускорили процесс распада СССР.
Впрочем, об этом периоде «позднего СССР» я уже писал в статье «СССР – Как это было»
А что было бы, если бы руководство СССР продолжило реформу «Косыгина-Либермана»?
Тут я вижу два варианта:
1) Мы бы сейчас жили в стране, похожей на современный Китай - «стране с капиталистической экономикой и коммунистической идеологией». Это была бы страна с «первой экономикой в мире». Кстати, Китай (КНР) очень внимательно изучил опыт нашей «косыгинской реформы» и многое применил у себя на практике.
Возможно ли «сочетание несочитаемого» - рыночной экономики и коммунистической идеологии? Как показывает опыт КНР, на коротком историческом промежутке – вполне.
В исторической перспективе – не думаю. Рано-поздно эта «химера» должна умереть…
2) Трансформируемый «базис» (экономика), в конце концов, привел бы к «мирной» смене «надстройки» (политического режима). И мы сейчас жили бы в нормальной, демократической стране. Но это был бы не «гибрид дикого капитализма с бандитско-полицейским государством» (как сейчас), а, скорее, такой «гибрид капитализма с социализмом», какой существует сейчас в наиболее развитых странах Западной Европы (высокий уровень жизни населения, высокие социальные расходы государства, высокие налоги).
Но, к сожалению, «история не знает сослагательного наклонения» и мы «имеем то, что имеем…»
На этом прощаюсь, всем – пока!


Комментариев нет:
Отправить комментарий