вторник, 22 сентября 2020 г.

Если ты ответил «нет» на все эти четыре вопроса – ты не заслуживаешь богатства. Часть 3 - «челноки».

 21 декабря 2019

2,4 тыс. дочитываний
1,5 мин.
6,9 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
2,4 тыс. дочитываний, 36%. Пользователи, дочитавшие до конца.
1,5 мин. Среднее время дочитывания публикации.

Приветствую тебя, мой дорогой читатель!

Продолжаем отвечать на «четыре вопроса».

Первая часть и первый вопрос – ЗДЕСЬ

Вторая – ЗДЕСЬ

Четвёртая - ЗДЕСЬ

Шанс третий

Итак, с фарцовщиками и кооператорами мы «разобрались».

Сегодня поговорим о «челноках».

Нет, не о деталях ткацкого станка.

Ткацкий челнок

Ткацкий челнок

И даже не о космических кораблях.

Космический челнок

Космический челнок

Мы будем говорить о тех «ишаках и мулах» рыночной экономики, на плечах (и горбах) которых она поднималась в период становления нового государства.

Челноки

Челноки

Многие (даже из тех, кто жил в это время) думают, что «челноки» появились только в середине 90-х годов прошлого века. На самом деле, первые «челноки» появились уже в конце 80-х годов, когда началась постепенная «либерализация» законов, регулирующих выезд граждан из СССР.

В 1986 году вышло постановление Совета Министров СССР (№ 1064 от 28.08.1986)

«О внесении дополнений в Положение о въезде в Союз Советских Социалистических Республик
и о выезде из Союза Советских Социалистических Республик».

А в 1988 году - постановление Совета Министров СССР (№ 1119 от 27.09.1988)

«О мерах, направленных на упрощение порядка выезда граждан СССР за границу».

Эти законодательные акты значительно упростили процедуру оформления выезда граждан из СССР. Отменялись некоторые, ранее установленные, лимиты и ограничения – например, на количество выездов в год (раньше можно было выезжать не чаще одного раза в год).

Также отменили обязательное согласование с партийным и комсомольским комитетом (о том, как проходили такие «согласования» я уже писал ЗДЕСЬ

Разрешение вашего работодателя на выезд за границу теперь тоже не требовалось, также, как и характеристика с места работы и справка с места жительства.

Первыми этим «послаблением» воспользовались жители приграничных областей СССР – западные украинцы, белорусы, жители Калининграда и Благовещенска (где уже существовал особый визовый режим). Там и появились первые челноки в 1987-88 гг.

А в 1991 году (20 мая) Верховный Совет СССР принял Закон "О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР". Этот закон отменил само понятие «Выездная виза». Всё, пресловутый «железный занавес» рухнул.

Реальная выездная виза

Реальная выездная виза

Теперь, чтобы «оформить» выезд за границу вам нужно было только «достать» где-то приглашение от гражданина страны, в которую вы планируете въехать и собрать минимальный комплект документов для местного ОВИРа.

Нет, в провинции, вплоть до 93 года, «по старой памяти», еще требовали «принести характеристику и справку с места работы» (как с меня – летом 1992 года в местном ОВИРе), но, в целом, все было «решаемо» и армия челноков выросла стократно (а может и тысячекратно).

Вещевой рынок в 90-е

Вещевой рынок в 90-е

К моменту, когда я «просёк фишку», основные «сливки» с этой «темы» уже были «сняты» более шустрыми ребятами, которые успели заработать на этом первоначальный капитал и открыть свои первые коммерческие фирмы и магазины.

Но для простых работяг…хотя, каких нах, «работяг» - это всё была сплошь «интеллигенция х…..а», то есть, учителя, врачи, мелкие госслужащие, вчерашние студенты и т. п.. «Трудового народа» - рабочих и крестьян среди них практически не было. В общем, для простых челноков эта «тема» была по-прежнему выгодна – свои «два-три конца» она всё еще приносила.

Челноки в шубах

Челноки в шубах

Я живу на Южном Урале, потому, в начале 90-х у нас тут практиковали почти все «челночные» направления – люди ездили и в Польшу, и в Турцию, и в Грецию, и в ОАЭ, и в Китай.

Схемы были разные, я могу рассказать более-менее правдиво только про ту схему, в которой и сам один раз поучаствовал – это «польское» направление.

В своем городе мы закупались сигаретами, разной оптикой (бинокли и т.п.), механическими часами, резиновыми лодками…де чего только тогда не везли «на запад», всего и не вспомню сразу. В Польше всё это продавалось на «злотые» и закупался товар для перепродажи в РФ.

Примерно на таком рынке мы и торговали в Польше (а может, как раз на этом)

Примерно на таком рынке мы и торговали в Польше (а может, как раз на этом)

Я в Польшу с товаром ездил только один раз и это был весьма интересный опыт – нас грабили и русские таможенники и польские, и русские бандиты на вокзале в Варшаве, мы ночевали с двумя тетками в бывшем немецком концлагере и ходили по плацу, на котором фашисты заморозили какого-то русского генерала ….

По-моему, в этой в/ч в польском городе Легница мы и ночевали (гарнизона там уже не было, только несколько человек)

По-моему, в этой в/ч в польском городе Легница мы и ночевали (гарнизона там уже не было, только несколько человек)

Вот только обратно в Россию из Польши я тогда не вернулся и рассказать о реализации польских товаров на Родине толком не смогу (что, почем брали в Польше и как потом продавали у себя).

Более того, тема «челноков» заслуживает отдельной статьи (возможно даже не одной) на отдельном канале. Поэтому, «закругляюсь»…

Скажу лишь одно – это был реальный ШАНС вырваться из нищеты и скопить первоначальный капитал, которым и воспользовались тысячи моих сограждан (но опять не я😂)

В разных городах (и даже странах) поставлены памятники челнокам – пионерам рыночной экономики в СССР.

ФОТОГАЛЕРЕЯ – ПАМЯТНИКИ ЧЕЛНОКАМ (10 фотографий)

                                      Памятник челнокам в Белгороде

                                            Памятник челнокам в г. Бишкек /Кыргыстан/

                                       Памятник челнокам в г. Благовещенск
                                     Памятник челнокам в г. Волгодонск

 

                                          Памятник челнокам в г. Екатеринбург

                                      Памятник в г. Караганда / Казахстан/
                                      Памятник в Маньчжурии /Китай/
                   Памятник в г. Набережные Челны
                                     Памятник челнокам в г. Славянск /Украина/

 

 А теперь вопрос № 3.

Куда ты (да-да, лично ты, а не мама, тетя, друг брата или кум свата) ездил челноком в конце 80-х - начале 90-х?

Никуда? Ну извини, братан – свой третий ШАНС ты также прое…..л😓

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Комментариев нет:

Отправить комментарий