21 декабря 2019
Приветствую тебя, мой дорогой читатель!
Продолжаем отвечать на «четыре вопроса».
Первая часть и первый вопрос – ЗДЕСЬ
Вторая – ЗДЕСЬ
Четвёртая - ЗДЕСЬ
Шанс третий
Итак, с фарцовщиками и кооператорами мы «разобрались».
Сегодня поговорим о «челноках».
Нет, не о деталях ткацкого станка.
И даже не о космических кораблях.
Мы будем говорить о тех «ишаках и мулах» рыночной экономики, на плечах (и горбах) которых она поднималась в период становления нового государства.
Многие (даже из тех, кто жил в это время) думают, что «челноки» появились только в середине 90-х годов прошлого века. На самом деле, первые «челноки» появились уже в конце 80-х годов, когда началась постепенная «либерализация» законов, регулирующих выезд граждан из СССР.
В 1986 году вышло постановление Совета Министров СССР (№ 1064 от 28.08.1986)
«О внесении дополнений в Положение о въезде в Союз Советских Социалистических Республик
и о выезде из Союза Советских Социалистических Республик».
А в 1988 году - постановление Совета Министров СССР (№ 1119 от 27.09.1988)
«О мерах, направленных на упрощение порядка выезда граждан СССР за границу».
Эти законодательные акты значительно упростили процедуру оформления выезда граждан из СССР. Отменялись некоторые, ранее установленные, лимиты и ограничения – например, на количество выездов в год (раньше можно было выезжать не чаще одного раза в год).
Также отменили обязательное согласование с партийным и комсомольским комитетом (о том, как проходили такие «согласования» я уже писал ЗДЕСЬ
Разрешение вашего работодателя на выезд за границу теперь тоже не требовалось, также, как и характеристика с места работы и справка с места жительства.
Первыми этим «послаблением» воспользовались жители приграничных областей СССР – западные украинцы, белорусы, жители Калининграда и Благовещенска (где уже существовал особый визовый режим). Там и появились первые челноки в 1987-88 гг.
А в 1991 году (20 мая) Верховный Совет СССР принял Закон "О порядке выезда из Союза Советских Социалистических Республик и въезда в Союз Советских Социалистических Республик граждан СССР". Этот закон отменил само понятие «Выездная виза». Всё, пресловутый «железный занавес» рухнул.
Теперь, чтобы «оформить» выезд за границу вам нужно было только «достать» где-то приглашение от гражданина страны, в которую вы планируете въехать и собрать минимальный комплект документов для местного ОВИРа.
Нет, в провинции, вплоть до 93 года, «по старой памяти», еще требовали «принести характеристику и справку с места работы» (как с меня – летом 1992 года в местном ОВИРе), но, в целом, все было «решаемо» и армия челноков выросла стократно (а может и тысячекратно).
К моменту, когда я «просёк фишку», основные «сливки» с этой «темы» уже были «сняты» более шустрыми ребятами, которые успели заработать на этом первоначальный капитал и открыть свои первые коммерческие фирмы и магазины.
Но для простых работяг…хотя, каких нах, «работяг» - это всё была сплошь «интеллигенция х…..а», то есть, учителя, врачи, мелкие госслужащие, вчерашние студенты и т. п.. «Трудового народа» - рабочих и крестьян среди них практически не было. В общем, для простых челноков эта «тема» была по-прежнему выгодна – свои «два-три конца» она всё еще приносила.
Я живу на Южном Урале, потому, в начале 90-х у нас тут практиковали почти все «челночные» направления – люди ездили и в Польшу, и в Турцию, и в Грецию, и в ОАЭ, и в Китай.
Схемы были разные, я могу рассказать более-менее правдиво только про ту схему, в которой и сам один раз поучаствовал – это «польское» направление.
В своем городе мы закупались сигаретами, разной оптикой (бинокли и т.п.), механическими часами, резиновыми лодками…де чего только тогда не везли «на запад», всего и не вспомню сразу. В Польше всё это продавалось на «злотые» и закупался товар для перепродажи в РФ.
Я в Польшу с товаром ездил только один раз и это был весьма интересный опыт – нас грабили и русские таможенники и польские, и русские бандиты на вокзале в Варшаве, мы ночевали с двумя тетками в бывшем немецком концлагере и ходили по плацу, на котором фашисты заморозили какого-то русского генерала ….
Вот только обратно в Россию из Польши я тогда не вернулся и рассказать о реализации польских товаров на Родине толком не смогу (что, почем брали в Польше и как потом продавали у себя).
Более того, тема «челноков» заслуживает отдельной статьи (возможно даже не одной) на отдельном канале. Поэтому, «закругляюсь»…
Скажу лишь одно – это был реальный ШАНС вырваться из нищеты и скопить первоначальный капитал, которым и воспользовались тысячи моих сограждан (но опять не я😂)
В разных городах (и даже странах) поставлены памятники челнокам – пионерам рыночной экономики в СССР.
ФОТОГАЛЕРЕЯ – ПАМЯТНИКИ ЧЕЛНОКАМ (10 фотографий)
Памятник челнокам в Белгороде
Памятник челнокам в г. Бишкек /Кыргыстан/
Памятник челнокам в г. Благовещенск
Памятник челнокам в г. Волгодонск
Памятник челнокам в г. Екатеринбург
Памятник в г. Караганда / Казахстан/
Памятник в Маньчжурии /Китай/
Памятник в г. Набережные Челны
Памятник челнокам в г. Славянск /Украина/
А теперь вопрос № 3.
Куда ты (да-да, лично ты, а не мама, тетя, друг брата или кум свата) ездил челноком в конце 80-х - начале 90-х?
Никуда? Ну извини, братан – свой третий ШАНС ты также прое…..л😓
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…










Комментариев нет:
Отправить комментарий